Практическая психология, Как быть счастливым в мире людей |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Практическая психология, Как быть счастливым в мире людей |
Сообщение
#101
|
|
Из: Орёл Орловская область |
ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ: семь страхов руководителя и методы их устранения Делегирование полномочий предполагает наличие уверенности в себе и в своих подчиненных. Однако как только возникает конкретный разговор о делегировании полномочий, многие менеджеры утверждают, что делегирование полномочий на практике не работает. Руководители часто не готовы делегировать свои полномочия, потому что они опасаются, что сотрудники не готовы к выполнению возлагаемых на них обязанностей. Рассмотрим семь наиболее часто называемых причин, которые препятствуют этому процессу. 1. «У персонала и так очень много работы» Озабоченность тем, что персонал перегружен работой, является самым популярным аргументом против делегирования полномочий. Например: «Персонал не следует нагружать дополнительной работой». «У всех и так уже много обязанностей». «Я боюсь требовать слишком многого от сотрудников. Поэтому я лучше сам(а) сделаю эту работу». «Временами персонал настолько загружен работой, что я предпочитаю сделать ее сам(а)». «У моего персонала нет лишнего времени, чтобы тратить его на обучение или выполнение дополнительной работы». Нежелание делегировать полномочия часто возникает из благородных побуждений — заботы о благополучии персонала. Но редко кто из менеджеров пытается выяснить, почему их персонал перегружен работой, и на самом ли деле сотрудники будут благодарны за такую заботу о них. 2. «Персонал не способен это сделать» Многие менеджеры не готовы делегировать свои полномочия, потому что они опасаются, что сотрудники не готовы к выполнению возлагаемых на них обязанностей. Возникает порочный круг: менеджер не делегирует полномочия, потому что персонал не обладает необходимыми знаниями. Чтобы получить необходимые знания, сотрудники должны больше учиться. У руководителя нет времени учить их. Он так перегружен, потому что отказывается делегировать полномочия другим. Большинство людей обладают куда большим потенциалом по сравнению с тем, что они обычно показывают в течение рабочего дня. Делегирование полномочий представляет собой превосходную форму обучения без отрыва от работы. Постоянное повышение профессионального уровня является не только обязательным условием качественного выполнения своей работы: это еще и важный мотивирующий фактор. Более высокий уровень профессиональной подготовки повышает уверенность людей в себе и степень их личной вовлеченности в рабочий процесс. 3. «Персонал не хочет это делать» Если сотрудник не проявляет интереса к дополнительной работе, он, скорее всего, боится брать на себя ответственность. Самостоятельные действия и проявление инициативы всегда влекут за собой риск допустить ошибку. Помогите своему персоналу обрести уверенность в себе. Дайте им возможность учиться на своих ошибках. Один просчет не должен ставить крест на всей карьере. 4. «Мне некому делегировать эту работу» Делегирование полномочий означает распределение ответственности среди персонала таким образом, что все сотрудники знают, чем занимаются их коллеги по работе, а процесс принятия решений происходит на самом низком уровне управления. Компания всегда выигрывает от делегирования полномочий, независимо от количества работающих в ней сотрудников. Недостаток персонала не может быть причиной для отказа от делегирования полномочий. Критическая оценка всей организационной структуры компании поможет вам привести распределение функциональных обязанностей в соответствие с реальными кадровыми возможностями компании. 5. «У меня нет прав для делегирования полномочий» Если количество жалоб об отсутствии прав на принятие решений заметно увеличивается, это говорит о том, что поставленные задачи и делегированные полномочия не соответствуют друг другу. Поставленные задачи часто не ясны для отдельных сотрудников. Типичные жалобы могут выражаться в следующем виде: «Наша организационная структура не соответствует реальности». «Мне совершенно не ясно, кто за что отвечает и кому какие полномочия я могу делегировать». Для достижения лучшего понимания должностных обязанностей отдельных сотрудников и их прав, задайте себе следующие вопросы: - Соответствуют ли ваши должностные обязанности вашим правам? - Хотели бы вы получить более широкие права по ведению переговоров с клиентами? При решении каких вопросов? - Вам понятно, кто и какими правами обладает по подписанию документов? - Право подписи каких документов вы хотели бы получить? К чему это может привести? 6. «У меня нет времени, чтобы объяснить это» Многие менеджеры жалуются на то, что у них нет времени на объяснение персоналу тех или иных вопросов: - «Я сам(а) сделаю это быстрее». - «Если мне приходится объяснять, как нужно что-нибудь сделать, на это часто уходит больше времени, чем если бы я сам(а) сделал это». Если вы постоянно не успеваете что-нибудь сделать, возможно, вы испытываете трудности с планированием своего рабочего времени. Как долго на вашем столе лежат непонятные для вас документы? Как часто вы предпочитаете заниматься рутинной работой, чтобы не участвовать в решении какой-либо конкретной проблемы? Записывайте, чем вы занимаетесь в течение недели или месяца. Какие задачи вы решаете? Сколько времени вам требуется на выполнение различных задач? Многие менеджеры твердо убеждены, что они тратят большую часть своего рабочего времени на разработку стратегии или решение кризисных ситуаций. Анализ рабочего времени помогает выяснить, что большую часть своего рабочего времени они на самом деле тратят на решение рутинных вопросов, которые было бы полезнее делегировать своим подчиненным. 7. «Лучше, если я сделаю это сам(а)» Делегирование полномочий основано на доверии к своим сотрудникам. Однако некоторые менеджеры чувствуют себя спокойно только в том случае, если они сами делают всю работу. Существует несколько причин, по которым люди неохотно расстаются с браздами правления: откровенное стремление к власти, страх перед конкуренцией или скрытое высокомерие. Вот типичная реакция таких людей: - «Одна мысль, что я единственный человек, который может сделать эту работу, придает мне силы». - «Если мне придется делегировать свои полномочия другим людям, то я стану ненужным». - «Мне не хотелось бы поручать другим людям менее интересную работу». - «Мы все здесь равны. Я не могу оставить себе интересную работу, а на других переложить всю скучную работу». - «Я не хочу, чтобы мои сотрудники считали меня высокомерным». - «Если у меня есть время, я предпочитаю выполнять работу лично». Менеджеры, которые постоянно все делают сами, подвергают опасности свое здоровье, в то время как их сотрудники сидят и скучают. Ответственность за выполнение работы лежит на руководителе Ответственность за выполнение работы всегда лежит на руководителе, даже в том случае, когда работу выполняют другие люди. Делегирование полномочий должно осуществляться по тщательно разработанному плану. Руководитель, кроме того, должен регулярно интересоваться состоянием выполнения работы. Делегирование полномочий предполагает наличие уверенности в себе и в своих подчиненных. По существу, руководитель рискует тем, что его доверием могут злоупотребить или не справиться с порученной им работой. В любом случае перед вышестоящим руководителем отвечает тот, кто делегировал свои полномочия. Не стоит обвинять персонал, когда выполнение задуманного плана дает осечку. Люди учатся на своем опыте. Дайте им возможность развить свой профессиональный потенциал. |
|
|
Сообщение
#102
|
|
Из: Орёл Орловская область |
«Тройная спираль» Это очень красивый, даже изысканный способ, который поможет вам зародить в чужой голове нужную вам идею. Его суть состоит в том, что несколько историй вплетаются одна в другую по определенным правилам. Сначала вы начинаете рассказывать какую-то реальную ситуацию из своей жизни или историю, придуманную на ходу. Она должна изобиловать подробностями и, желательно, быть интересной. На середине вы ее прерываете... ...И начинаете рассказывать другую историю, которая может быть как угодно далека от содержания первой. И эту историю вы тоже прерываете на середине... ...И переходите к третьей, ключевой истории. Ключевой потому, что именно она и будет содержать команду. Закончив третью историю полностью, вы возвращаетесь... ...И заканчиваете вторую историю... ...И, наконец, переходите к первой истории и завершаете ее. Схема построения тройной спирали проста: История № 1 ... ...История № 2 ... ...История № 3 (команда)... ...Завершение Истории № 2 ... ...Завершение Истории № 1. Историю № 1 и Историю № 2 слушатель полностью осознает и запоминает, но История № 3 и содержащаяся в ней команда ускользают от внимания и быстро забываются. Дело в том, что сознанию слушателя приходится два раза отвлекаться и удерживать незавершенные истории во внимании – чем дело-то кончилось? Именно поэтому на восприятие и запоминание третьей истории сознательного ресурса уже не хватает. А это значит, что команда, спрятанная в Истории № 3, минует осознанный контроль и напрямую попадает в подсознание вашего собеседника. Чтобы испробовать воздействие этого метода на себе, начитайте нижеприведенный или созданный вами текст на диктофон и прослушайте его через пару недель – вы в полной мере ощутите воздействие тройной спирали на ваше подсознание. (Однако имейте в виду, что при чтении с листа часть своего воздействия «Тройная спираль» теряет.) №1 Однажды, сидя на летней веранде одного из московских кафе, я с удовольствием пила утренний кофе и ждала подругу. Утро было чудесным, ласковым и многообещающим. Чтобы скрасить ожидание, я принялась рассматривать людей, которые в этот ранний час заходили позавтракать или прогуливались мимо террасы: одни медленно брели куда-то, другие явно спешили по делам. Люди вокруг были такие разные и такие интересные! Рассматривание их лиц, изучение походки, осанки, жестов, манеры говорить, двигаться и взаимодействовать с миром так увлекло меня, что в какой-то момент шум Садового кольца превратился для меня в шум океана... №2...И я почувствовала себя сидящей на берегу. Мимо меня проходили люди, шумел прибой, кричали чайки. Я вспомнила, как однажды на пляже ко мне подошел мальчик – карапуз лет двух-трех. Он просто подошел и стал смотреть на меня. В руках он держал мяч, на котором было что-то написано. Я увидела только слово «просто...» №3...Я сразу его узнала: точно таким же шрифтом это слово я когда-то прочитала на огромной дубовой двери в аудиторию, где мы, будучи студентами, сдавали экзамены. Предмет был сложный, и все мы сильно волновались. И какой-то заботливый профессор или, может быть, аспирант, распечатал простую фразу и повесил ее на двери. Просто приклеил на скотч. Фраза состояла всего из трех слов «Просто сделай это!». Эта простая команда очень помогла тогда нам пройти эти экзамены... №2...Мальчик постоял еще немного возле меня, потом подкинул мячик и побежал вслед за ним, заливаясь смехом. Солнце было ласковым, море теплым, и хотелось разбежаться и со всего маху нырнуть и плыть, плыть, пока будут силы. А потом лечь на воду и качаться на волнах, отдыхая... №1...«Еще что-нибудь хотите?» – заботливый голос официанта вернул меня в ранее московское утро. «Да! Повторите, пожалуйста». Лицо молодого человека было улыбчивым, открытым и доброжелательным. Видно было, что ему тоже нравится это утро и эти люди, которые шли мимо по делам или просто так... |
|
|
Сообщение
#103
|
|
Из: Орёл Орловская область |
Психологический тест Тест проливает свет на ценности, идеалы, потребности и проблемы. Он действительно эффективен в плане самопознания! Прочитайте следующие вопросы, представьте себе в уме ответы и запишите ПЕРВОЕ, что придет вам на ум. Не думайте об ответах слишком долго. 1. Вы не один (одна). Вы гуляете в лесу. С кем вы гуляете? 2. Как выглядит лес? Какие деревья вокруг: хвойные или лиственные? 3. В лесу вы выходите на прекрасную поляну и видите там лошадь/коня. Опишите его для себя. 4. Вы идете с лошадью/конем и доходите до реки? Как вы ее будете переходить? Сидя на лошаде/коне? Порознь? Держась за нее/него? 5. Теперь забыли про лошадку. Перед вами чистое поле и посередине стена. Опишите ее: она длинная или короткая? Высокая или низкая? Есть ли двери? Интерпретация 1. Человек, с которым вы идете, наиболее важен для вас в вашей жизни. 2. Если вокруг вас много хвойных деревьев, то вы чувствуете, что вас окружают по большей части недоброжелатели, недруги. Если лес лиственный, то вы, скорее всего настроены дружественно по отношению к ближайшему окружению, отнесетесь ко всем доверительно. 3. Лошадь описывает ваш идеал противоположного пола. 4. То, как вы переходите реку свидетельствует о вашем отношении к людям и в особенности к любимому человеку. Если вы представляли себе, что едете верхом на коне - в вас преобладает эгоистичное отношение к друзьям и партнеру, стремление доминировать. Если вы идете порознь, это свидетельствует о вашей опаске сближаться с людьми, о недоверии и отстраненности от партнера. Если вы придерживаете лошадь/коня идете с ним рядом - это говорит о доверительных и равных отношениях в вашей паре. 5. Стена символизирует то, как вы видите проблемы в своей жизни... отсюда все вытекающие: если стена видится длинной и без дверей, то ваши проблемы кажутся вам непреодолимыми, если стена умеренных размеров и есть лазейки, то вам представляются проблемы посильными. |
|
|
Сообщение
#104
|
|
Из: Орёл Орловская область |
Правило трёх дней Существует простой прием, который позволяет удерживать мотивацию успеха на высоком уровне. Он называется "Правило трех дней". Правило гласит, что каждые три дня нам требуется очередной успех. Под успехом понимается любой положительный результат, подающийся измерению. Если в течении трех дней, работая над любым проектом, вы не достигаете положительного результата, то порой ваша мотивация падает до нуля. Но после такого эмоционального и ментального спада вам требуются значительные усилия, чтобы снова обрести позитивную мотивацию и войти в прежний рабочий ритм. Вспомните пример с поездом, движущимся на полной скорости. При движении он сметет со своего пути любые препятствия. А вот когда поезд стоит, то требуются серьезные усилия, чтобы сдвинуть его с места. Точно так же обстоит дело и с вашей мотивацией. Если вы каждые три дня достигаете хоть малейшего положительного результата в делах, то у вас сохраняется позитивная мотивация. В этом случае ваша работа максимально эффективна. Ваше дело продвигается на полной скорости и никакие препятствия не в силах его остановить. Кроме того , вы автоматически становитесь положительным примером для окружающих вас людей. Ничто не сохранит ваш импульс движения лучше, чем собственные успехи. Это могут быть любые результаты, достигнутые в любой сфере деятельности. Но от вас всегда будет веять на окружающих чувство благополучия и успеха. Люди очень чувствительны к вашей ауре, не сомневайтесь в этом. Деланной улыбкой и голословными уверениями в вашей состоятельности людей не обманешь. Окружающие подсознательно чувствуют те вибрации, которые от вас исходят. Вибрации неуверенности, страха и пессимизма очень сильно отличаются от излучаемых людьми вибраций достоинства, процветания и благополучия. На глубинном внутреннем уровне информацию о том, кто вы такой, полностью считывает каждый человек. Как ни старайся, обмануть не удастся ни других, ни самого себя. Поэтому важно для самого себя постоянно фиксировать документально любые, даже самые крошечные ваши успехи. Тут уж любая мелочь и каждая приятная деталь имеет позитивное значение для состояния вашей ауры и излучения от вас импульсов благополучия, уверенности и успеха. Примите это к сведению. Постарайтесь вести Дневник своих достижений. Или, по крайней мере, отмечайте в свою рабочих планах отлично выполненные задания большим и жирным знаком "плюс". Тогда ваша уверенность в себе будет постоянно возрастать, Дела будут продвигаться как скоростной экспресс, а мотивация будет расти все быстрее и значимее. Кстати, задайте себе вопрос:"Хочу ли я , чтобы у меня был такой шеф, как я?" Чтобы всегда оставаться достойным лидером, надо самому не выходить из продуктивной фазы действий. Если вы хотите стимулировать в окружающих желание усердно трудиться, то вы сами должны постоянно показывать в этом пример. Для этого недостаточно сидеть на одном месте и просто давать указания. Ваш труд тоже должен приносить позитивные результаты, очевидные для окружающих. Продемонстрируйте людям все методы своей работы и докажите их эффективность. Если вы усердно трудитесь и нацелены на успех, то такие же качества проявятся и у подчиненных. Хороший пример тоже заразителен , и в буквальном смысле слова. Не надейтесь на то, что вам удастся кого- либо ввести в заблуждение. Только при условии вашей дисциплинированности и продуктивного труда, ваши подчиненные станут проявлять подобные же качества. Подчиненным надо постоянно доказывать, что вы еще не утратили способности добиваться конкретных результатов. Нужно поражать сотрудников полезными идеями и их потенциалом. В этом случае к вам и к вашим словам будут относиться с доверием и пойдут за вами . Научите подчиненных пользоваться правилом "трех дней". Это позволит им поддерживать позитивную мотивацию самостоятельно и сплотит их. Правило "трех дней" поможет вам победить собственные трудности и создать команду из "победителей". И помните главное: планы и мечты- это очень хорошо, но они должны подкрепляться делами. |
|
|
Сообщение
#105
|
|
Из: Орёл Орловская область |
Сговорившись, несколько человек в лифте повторяют одни и те же действия: поворачиваются в определённую сторону, снимают и одевают шляпы. Ничего не подозревающие случайные пассажиры ведут себя по-разному. Но большинство, подвергаясь "давлению" большинства, рано или поздно начинают повторять за окружающими. Это и есть конформизм - утрата собственного мнения под влиянием большинства.
Видео тут: http://www.youtube.com/watch?v=6P0xmUSLbu4 Сообщение отредактировал ticho77 - 23 июля 2013, 19:26 |
|
|
Сообщение
#106
|
|
Из: Орёл Орловская область |
Эффект Рингельмана В 1927 году была проведена серия очень любопытных экспериментов, результат которых сейчас не часто вспоминают. А зря. Результаты этих опытов остались в психологии под названием «эффект Рингельмана». Эксперименты заключались в следующем. Брали самых обычных людей и предлагали им поднимать тяжести. Для каждого – фиксировали максимальный вес, который он «потянул». После чего людей объединяли в группы, сначала – по двое, потом – четыре человека, восемь. Ожидания были понятны: если один человек может поднять – условно – 100 кг, то двое должны вместе поднять либо 200, либо – еще больше. Ведь мифическое представление о том, что групповая работа позволяет достичь большего, что ее результат превосходит сумму отдельных результатов членов группы, уже существовало. И до сих пор существует и активно поддерживается. Но – увы! Двое людей поднимали лишь 93% от суммы их индивидуальных показателей. А восемь уже лишь 49%. Проверили результаты на других заданиях. Например – на перетягивании каната. И опять – тот же результат. Увеличивали численность групп – процент только падал. Причина – ясна. Когда я рассчитываю сам на себя, я прилагаю максимум усилий. А в группе можно и сэкономить силы: никто ж не заметит, как в истории о жителях деревни, которые решили на праздник налить себе бочку водки. С каждого двора – по ведру. При разливе обнаружилось, что бочка полна чистейшей водой: каждый принес ведро воды, рассчитывая, что в общей массе водки его хитрость не будет замечена. При чем тут пассивность? А при том, что, когда я действую, я волей-неволей свои усилия запоминаю и фиксирую для себя. В дальнейшем прикладываю именно столько или еще меньше. Формируя пассивное отношение к делу, в которое вовлечен вместе с другими сам. Соответственно – в случае социальной пассивности мы можем сказать, что мы отлично понимаем ее происхождение и то, что она приводит в итоге к падению результатов до нуля. Не сразу – инерция великая вещь. Но – все же. Нужно сразу сказать: никакие социальные технологии пока не позволили преодолеть эффект Рингельмана. Можно обчитаться заклинаниями от «гуру командной работы», но чем больше группа, тем большую пассивность свойственно проявлять человеку. |
|
|
Сообщение
#107
|
|
Из: Орёл Орловская область |
Будь лучше! Несколько упражнений для мозга: очень странных, но очень полезных В 1936 году американская писательница Дороти Бранд в своей книге «Wake Up and Live» («Пробудись и живи») предложила несколько забавных упражнений для мозга, которые помогут сделать ваш ум более острым и гибким. Эти упражнения предназначены для того, чтобы вытащить вас из вашей привычной среды, показать другую перспективу (даже другую реальность, если хотите) и создать ситуации, в которых потребуется изобретательность и творческое решение. Итак, вот эти упражнения. Развиваем мозг. 1. Проведите 1 час в день ничего не говоря, только отвечая на прямые вопросы, в своем обычном окружении, не создавая впечатления, что вы обижены или не в настроении. Ведите себя обычно, насколько это возможно. Не делайте никаких замечаний и не поддавайтесь на попытки выудить из вас информацию. 2. На 30 минут в день задумайтесь об одном-единственном предмете, не отвлекаясь больше ни на что. Можете начать с пяти минут. 3. 15 минут в день ведите общение, не употребляя слов «я, мне, мое». 4. Остановитесь на пороге любого переполненного людьми помещения и вдумчиво оцените его размеры. 5. Позвольте, чтобы ваш новый знакомый говорил только о себе, не позволяя ему осознать это. Вежливыми вопросами верните его в русло взаимного разговора так, чтобы он не почувствовал негатива. 6. Попробуйте говорить исключительно о себе, не хвастаясь, не жалуясь и не заставляя собеседников скучать. 7. Составьте строгий план на два часа в день и четко следуйте этому плану. 8. Поставьте себе 12 случайных задач, например: пройти 20 километров от дома без использования каких-либо специальных средств; идти 12 часов без еды; позавтракать в самом неожиданном и неподходящем месте, которое вы сможете найти; ничего не говорить целый день, кроме ответов на вопросы; не спать всю ночь и работать. 9. В течение дня говорить «да» на все вопросы и предложения ( в рамках разумного) Эти упражнения могут показаться дурацкими и бесполезными, но на самом деле они могут внести в вашу жизнь много нового и заставить узнать себя лучше. |
|
|
Сообщение
#108
|
|
Из: Орёл Орловская область |
азбука практической психологии 10 хитростей, с помощью которых можно влиять на людей Прежде чем начать, хотим отметить, что ни один из этих методов не подходит для того, чтобы нанести человеку вред или каким-то образом задеть его достоинство. В нашей подборке мы решили рассказать вам об эффективных способах делать других людей своими друзьями или просто подтолкнуть к необходимому вам решению. А вот если хотите расположить к себе собеседника всерьёз и надолго, можно попробовать сделать следующее: 1. Попросите об одолжении Мы говорим об эффекте, известном как эффект Бенджамина Франклина. Однажды Франклину понадобилось завоевать расположение человека, который его очень не любил. Тогда Франклин вежливо попросил этого человека одолжить ему редкую книгу и, получив желаемое, ещё более вежливо поблагодарил его. Раньше этот человек избегал даже говорить с ним, но после этого случая они стали друзьями. 2. Требуйте большего Эту технику называют «дверью в лоб». Нужно попросить человека сделать больше, чем вы в действительности хотите от него получить. Можно также попросить сделать нечто нелепое. Скорее всего, он откажется. Вскоре после этого смело просите то, что хотели с самого начала — человек почувствует себя неуютно из-за того, что отказал вам в первый раз, и, если вы теперь попросите нечто разумное, будет чувствовать себя обязанным помочь. 3. Называйте человека по имени Известный американский психолог Дейл Карнеги считает, что называть человека по имени невероятно важно. Собственное имя для любого человека — это самое приятное сочетание звуков. Оно — существенная часть жизни, поэтому его произнесение как бы подтверждает для человека факт собственного существования. А это, в свою очередь, заставляет испытывать положительные эмоции по отношению к тому, кто имя произносит. 4. Льстите На первый взгляд тактика очевидна, но есть некоторые оговорки. Если ваша лесть не выглядит искренней, она принесёт больше вреда, чем пользы. Исследователи обнаружили, что люди склонны искать когнитивный баланс, стараясь, чтобы их мысли и чувства всегда совпадали. Так что, если вы льстите людям с высокой самооценкой, и лесть звучит искренне, вы им понравитесь, потому что подтвердите их собственные мысли. А вот лесть по отношению к людям с низкой самооценкой может привести к негативным чувствам, потому что ваши слова противоречат их мнению о себе. Конечно же, это не означает, что таких людей надо унижать — так вы их симпатию точно не завоюете. 5. Отражайте Отражение также известно как мимикрия. Многие люди используют этот метод естественным образом, даже не задумываясь о том, что делают: автоматически копируют чужое поведение, манеру речи и даже жесты. Но эта техника может использоваться совершенно сознательно. 6. Пользуйтесь усталостью оппонента Когда человек устаёт, он становится более восприимчивым к чужим словам, будь то просьба или заявление. Причина в том, что усталость влияет не только на тело, но и снижает уровень психической энергии. Когда вы просите об одолжении уставшего человека, вероятно, вы получите ответ вроде: «Хорошо, сделаю это завтра», — потому что на данный момент человек никаких проблем больше решать не хочет. А вот на следующий день человек, вероятнее всего, выполнит обещанное — люди, как правило, стараются держать своё слово, потому что иначе получают психологический дискомфорт. 7. Предложите то, от чего будет неудобно отказаться Это техника, обратная пункту номер два. Вместо того, чтобы сразу обратиться с большой просьбой, попробуйте начать с малого. Если человек помог вам с чем-то незначительным, он более охотно выполнит и просьбу поважнее. 8. Умейте слушать Говорить кому то, что он не прав — не самый лучший способ расположить к себе человека. Эффект, скорее всего, будет обратным. Существует другой способ выразить несогласие и не нажить при этом врага. Например, послушайте, что говорит ваш собеседник, и постарайтесь понять, что он при этом чувствует и почему. Тогда вы найдёте нечто общее в ваших, казалось бы, противоположных мнениях и можете использовать это для объяснения своей позиции. Выразите сначала согласие — так человек более внимательно отнесётся к вашим последующим словам. 9. Повторяйте за собеседником Один из самых эффективных способов расположить к себе человека и показать, что вы его действительно понимаете — это перефразировать то, что он говорит. Скажите то же самое, только своими словами. Это техника ещё известна как рефлективное слушание. Так часто поступают психотерапевты — люди рассказывают им больше о себе, и между врачом и пациентом выстраиваются почти дружеские отношения. 10. Кивайте Когда люди кивают, слушая что-то, то это как правило означает, что они с согласны с говорящим. И для человека естественно предположить, что когда кто-то кивает при разговоре с ним, то это тоже означает согласие. Это тот же самый эффект мимикрии. Так что кивайте на протяжении всей беседы с человеком — впоследствии это поможет вам убедить собеседника в вашей правоте. |
|
|
Сообщение
#109
|
|
Камчатский край |
Вот ведь))))
Не думала, что такие простые 10 правил оказывается научные)))) От рождения такой талант дает хороший родитель, спасибо, Дим))) |
|
|
Сообщение
#110
|
|
Из: Орёл Орловская область |
От личности к биомассе Бруно Беттельгейм — американский психолог и психиатр австрийского происхождения. Сын лесоторговца, учился коммерции, затем изучал историю литературы и искусства. Увлекся психоанализом, общался с Рихардом Штербой, учеником Фрейда. В 1938—1939 как еврей был узником Дахау и Бухенвальда. Освобожден из концлагеря по амнистии, объявленной к дню рождения Гитлера. Осенью 1939 переехал в США. Нацистская система в 1938-1939 годах – времени пребывания Беттельхейма в Дахау и Бухенвальде – еще не была нацелена на тотальное истребление, хотя с жизнями тогда тоже не считались. Она была ориентирована на «воспитание» рабской силы: идеальной и послушной, не помышляющей ни о чем, кроме милости от хозяина, которую не жалко пустить в расход. Соответственно, необходимо было из сопротивляющейся взрослой личности сделать испуганного ребенка, силой инфантилизировать человека, добиться его регресса – до ребенка или вовсе до животного, живой биомассы без личности, воли и чувств. Биомассой легко управлять, она не вызывает сочувствия, ее легче презирать и она послушно пойдет на убой. То есть она удобна для хозяев. Обобщая основные психологические стратегии подавления и слома личности, описанные в работе Беттельхейма, можно сформулировать ряд ключевых стратегий, которые, в общем-то, универсальны. И в разных вариациях они повторялись и повторяются практически на всех уровнях жизни общества: от семьи до государства. Нацисты только собрали это все в единый концентрат насилия и ужаса. Что это за способы превращения личности в биомассу? Правило 1. Заставь человека заниматься бессмысленной работой. Одно из любимых занятий эсэсовцев – заставлять людей делать совершенно бессмысленную работу, причем заключенные понимали, что она не имеет смысла. Таскать камни с одного места на другое, рыть ямы голыми руками, когда лопаты лежали рядом. Зачем? «Потому что я так сказал, жидовская морда!». (Чем это отличается от «потому что надо» или «твое дело выполнять, а не думать»?) Правило 2. Введи взаимоисключающие правила, нарушения которых неизбежны. Это правило создавало атмосферу постоянного страха быть пойманным. Люди были вынуждены договариваться с надзирателями или «капо» (помощники СС из числа заключенных), впадая от них в полную зависимость. Разворачивалось большое поле для шантажа: надзиратели и капо могли обращать внимание на нарушения, а могли и не обращать – в обмен на те или иные услуги. (Абсурдность и противоречивость родительских требований или государственных законов – полный аналог). Правило 3. Введи коллективную ответственность. Коллективная ответственность размывает личную – это давно известное правило. Но в условиях, когда цена ошибки слишком высока, коллективная ответственность превращает всех членов группы в надзирателей друг за другом. Сам коллектив становится невольным союзником СС и лагерной администрации. Нередко, повинуясь минутной прихоти, эсэсовец отдавал очередной бессмысленный приказ. Стремление к послушанию въедалось в психику так сильно, что всегда находились заключенные, которые долго соблюдали этот приказ (даже когда эсэсовец о нем забывал минут через пять) и принуждали к этому других. Так, однажды надзиратель приказал группе заключенных мыть ботинки снаружи и внутри водой с мылом. Ботинки становились твердыми, как камень, натирали ноги. Приказ больше никогда не повторялся. Тем не менее, многие давно находящиеся в лагере заключенные продолжали каждый день мыть изнутри свои ботинки и ругали всех, кто этого не делал, за нерадивость и грязь. (Принцип групповой ответственности… Когда «все виноваты», или когда конкретного человека видят только как представителя стереотипной группы, а не как выразителя собственного мнения). Это три «предварительных правила». Ударным звеном выступают следующие три, дробящие уже подготовленную личность в биомассу. Правило 4. Заставь людей поверить в то, что от них ничего не зависит. Для этого: создай непредсказуемую обстановку, в которой невозможно что-либо планировать и заставь людей жить по инструкции, пресекая любую инициативу. Группу чешских заключенных уничтожили так. На некоторое время их выделили как «благородных», имеющих право на определенные привилегии, дали жить в относительном комфорте без работы и лишений. Затем чехов внезапно бросили на работу в карьер, где были самые плохие условия труда и наибольшая смертность, урезав при этом пищевой рацион. Потом обратно – в хорошее жилище и легкую работу, через несколько месяцев – снова в карьер и т.п. В живых не осталось никого. Полная неподконтрольность собственной жизни, невозможность предсказать, за что тебя поощряют или наказывают, выбивают почву из-под ног. Личность попросту не успевает выработать стратегии адаптации, она дезорганизуется полностью. «Выживание человека зависит от его способности сохранить за собой некоторую область свободного поведения, удержать контроль над какими-то важными аспектами жизни, несмотря на условия, которые кажутся невыносимыми… Даже незначительная, символическая возможность действовать или не действовать, но по своей воле, позволяла выжить мне и таким, как я». ( Б.Беттельхейм). Жесточайший распорядок дня постоянно подгонял людей. Если одну-две минуты промедлишь на умывании – опоздаешь в туалет. Задержишься с уборкой своей кровати (в Дахау тогда еще были кровати) – не будет тебе завтрака, и без того скудного. Спешка, страх опоздать, ни секунды задуматься и остановиться… Постоянно тебя подгоняет отличные надзиратели: время и страх. Не ты планируешь день. Не ты выбираешь, чем заниматься. И ты не знаешь, что с тобой будет потом. Наказания и поощрения шли безо всякой системы. Если на первых порах заключенные думали, что хороший труд их спасет от наказания, то потом приходило понимание, что ничто не гарантирует от отправки добывать камни в карьере (самое смертоносное занятие). И награждали просто так. Это просто дело прихоти эсэсовца. Правило 5. Заставь людей делать вид, что они ничего не видят и не слышат. Беттельхейм описывает такую ситуацию. Эсэсовец избивает человека. Мимо проходит колонна рабов, которая, заметив избиение, дружно поворачивает головы в сторону и резко ускоряется, всем своим видом показывая, что «не заметила» происходящего. Эсэсовец, не отрываясь от своего занятия, кричит «молодцы!». Потому что заключенные продемонстрировали, что усвоили правило «не знать и не видеть того, что не положено». А у заключенных усиливается стыд, чувство бессилия и, одновременно, они невольно становятся сообщниками эсэсовца, играя в его игру. (В семьях, где процветает насилие, нередка ситуация, когда кто-либо из родственников все видит и понимает, но делает вид, что ничего не видит и не знает. Например, мать, ребенок которой подвергается сексуальному насилию со стороны отца/отчима… В тоталитарных государствах правило «все знаем, но делаем вид…»- важнейшее условие их существования) Правило 6. Заставь людей переступить последнюю внутреннюю черту. «Чтобы не стать ходячим трупом, а остаться человеком, пусть униженным и деградировавшим, необходимо было все время осознавать, где проходит та черта, из-за которой нет возврата, черта, дальше которой нельзя отступать ни при каких обстоятельствах, даже если это угрожает жизни. Сознавать, что если ты выжил ценой перехода за эту черту, то будешь продолжать жизнь, потерявшую всякое значение». Беттельхейм приводит такую, очень наглядную, историю о «последней черте». Однажды эсэсовец обратил внимание на двух евреев, которые «сачковали». Он заставил их лечь в грязную канаву, подозвал заключенного-поляка из соседней бригады и приказал закопать впавших в немилость живьем. Поляк отказался. Эсэсовец стал его избивать, но поляк продолжал отказываться. Тогда надзиратель приказал им поменяться местами, и те двое получили приказ закопать поляка. И они стали закапывать своего сотоварища по несчастью без малейших колебаний. Когда поляка почти закопали, эсэсовец приказал им остановиться, выкопать его обратно, а затем снова самим лечь в канаву. И снова приказал поляку их закопать. На этот раз он подчинился – или из чувства мести, или думая, что эсэсовец их тоже пощадит в последнюю минуту. Но надзиратель не помиловал: он притоптал сапогами землю над головами жертв. Через пять минут их – одного мертвого, а другого умирающего – отправили в крематорий. Результат реализации всех правил: «Заключенные, усвоившие постоянно внушаемую СС мысль, что им не на что надеяться, поверившие, что они никак не могут влиять на свое положение – такие заключенные становились, в буквальном смысле, ходячими трупами…». Процесс превращения в таких зомби был прост и нагляден. Сначала человек прекращал действовать по своей воле: у него не оставалось внутреннего источника движения, все, что он делал, определялось давлением со стороны надзирателей. Они автоматически выполняли приказы, без какой-либо избирательности. Потом они переставали поднимать ноги при ходьбе, начинали очень характерно шаркать. Затем они начинали смотреть только перед собой. И тогда наступала смерть. В зомби люди превращались тогда, когда отбрасывали всякую попытку осмыслить собственное поведение и приходили к состоянию, когда они могли принять все, что угодно, все, что исходило извне. «Те, кто выжили, поняли то, чего раньше не осознавали: они обладают последней, но, может быть, самой важной человеческой свободой – в любых обстоятельствах выбирать свое собственное отношение к происходящему». Там, где нет собственного отношения, начинается зомби. |
|
|
Сообщение
#111
|
|
Из: Орёл Орловская область |
Как уцелеть в толпе Очень часто люди вольно или невольно оказываются в толпе, тем самым, подвергая себя определенному риску. И не имеет особого значения, в результате чего возникла толпа: то ли это митинг, демонстрация или пикетирование. Некоторые исследователи считают, что толпа – это особый биологический организм, и это становится понятным во время любой паники. Потенциальная способность любой толпы в том, что даже благоразумные в нормальной обстановке люди, оказавшись в толпе, зачастую теряют способность критически воспринимать происходящее и полностью оказываются под влиянием толпы, психология которой совершенно иная, чем психология каждой личности в отдельности. Очень часто толпа становится опаснее стихийного бедствия или аварии, которые ее вызвали. Американский исследователь Е. Карантелли одной из характерных черт паники отмечает ее асоциальность. Во время панического бегства самые сильные связи между людьми могут быть прерваны – мать может бросить ребенка, муж – жену и т. п. Охваченные паникой люди всегда верят, что обстановка крайне опасна, плохо соображают, не ищут альтернативных решений, совершают безумные поступки, как в типичном для пожаров случае – прыжок со смертельно опасной высоты. Толпе требуется лидер или объект ненависти. Она с наслаждением будет подчиняться или громить. Толпа способна как на страшную жестокость, так и на самопожертвование. В жизни уличной, особенно политико-социальной толпы очень важны такие элементы, как первый камень в витрину и первая кровь. Возникает принципиально иной уровень опасности, когда коллективная безответственность превращает каждого члена толпы в преступника. Как уцелеть в толпе? Прежде всего, не позволяйте себе случайно оказаться в толпе, особенно в стихийно возникшей, а, оказавшись в ней, немедленно покиньте ее. Если это невозможно, ни в коем случае не идите против толпы. Не находитесь в центре толпы или среди ее активных участников. Старайтесь не приближаться к стенам, заборам, витринам, особенно стеклянным, и ко всему тому, что может быть опрокинуто, разбито, разгромлено. Уклоняйтесь от всего неподвижного на пути – столбов, тумб, стен и деревьев, иначе Вас могут просто раздавить. Не хватайтесь ни за что руками, их могут сломать. Выбросите сумку, зонтик. Снимите галстук, шарф, чтобы избежать удушения. Все пуговицы и «молнии» на одежде должны быть застегнуты. Если у вас что-то упало, ни в коем случае не пробуйте поднять – жизнь дороже любой ценной вещи. В плотной толпе вероятность упасть не так велика, как возможность сдавливания. Рекомендуется упруго согнуть руки в локтях и прижать их к корпусу. Толчки сзади надо принимать на локти, а диафрагму защищать напряжением рук. Главная задача в толпе – не упасть. Но если вы все же упали, следует защитить голову руками и немедленно попытаться встать. Это очень трудно. Надо быстро подтянуть ноги, сгруппироваться и рывком встать. С колен подняться в плотной толпе вряд ли удастся, поэтому одной ногой (полной подошвой) надо упереться в землю и резко разогнуться, используя движение толпы. Если вам не удалось подняться, то свернитесь клубком на боку, защищая голову ногами и руками, прикрывая затылок. Не стойте около мусорных контейнеров, урн, картонных коробок, детских колясок,чемоданов или сумок без хозяина: неизвестно, что там лежит и когда взорвется. Держитесь подальше от сил правопорядка, поскольку именно здесь чаше всего устраиваются против них провокации: могут полететь камни, бутылки, палки. Не менее опасны и ответные действия. Если вас задерживает полиция, не сопротивляйтесь, не доказывайте, что вы оказались здесь случайно. В такой ситуации это бесполезно. Наоборот, всем своим поведением показывайте силам правопорядка нейтралитет: не бегите, не кричите, не делайте резких движений, соблюдайте выдержку и спокойствие. Если толпа неподвижна, из нее можно попытаться выбраться, используя психосоциальные приемы. Например, притвориться больным, пьяным, сумасшедшим, сделать вид, что вас тошнит и т. д. |
|
|
Сообщение
#112
|
|
Из: Орёл Орловская область |
Побег от самого себя В кино часто встречается сюжет о «человеке без прошлого». Герой внезапно оказывается непонятно где — без вещей, спутников и каких бы то ни было воспоминаний о том, что происходило с ним до этого момента. К концу фильма интригу обычно раскрывают, и память возвращается. Такого рода истории — не фантазия сценаристов, а описание реального психиатрического феномена — диссоциативной фуги. 17 января 1887 года американский священник Ансел Бурн, встав пораньше с утра, отправился в банк. Там он снял все свои сбережения и сел в экипаж, идущий в другой город. Это последнее событие, которое Бурн запомнил. Домой он тем вечером не вернулся и следующим вечером тоже. Его близкие подали в газеты объявление о пропаже. Тем временем, в одном из соседних штатов объявился никому не известный А. Дж. Браун. Мужчина арендовал лавку и начал торговать мелкими товарами. Но спустя пару месяцев новоиспеченный коммерсант проснулся в испуге и позвал соседей по дому. Он сообщил, что его зовут Ансел Бурн, что он понятия не имеет, где он и как он тут очутился, и что буквально вчера он брал деньги в банке, а потом — провал в памяти. Услышав рассказ о собственной лавке, священник пришел в ужас и признался, что ничего не смыслит в торговле. Более того, несмотря на все рассказы свидетелей, сам он свои приключения так и не вспомнил. Некоторые люди в диссоциативной фуге не просто забывают старую жизнь, но и создают новую личность — с другим именем, биографией и даже с нетипичными для прежней личности способностями. Счастливо вернувшемуся домой Бурну обрадовались не только домочадцы. Уильям Джеймс, американский философ и психолог, заинтересовался его историей. Он провел со священником сеанс гипноза, и в трансе личность мифического А. Дж. Брауна появилась вновь. Воображаемый лавочник ничего не знал про Бурна, зато подробно рассказал о своей жизни в те два месяца и торговле, в которой неплохо разбирался. История, услышанная под гипнозом, помогла психологу подробно описать этот клинический случай в своей книге. Именно он позднее и дал этому феномену название «диссоциативная фуга». Диссоциация в психиатрии — состояние, когда пациент чувствует себя кем угодно, только не собой. Он может смотреть на себя со стороны или же просто ощущать себя кем-то другим. А «фуга» в переводе с латинского означает «бегство». Согласно медицинской статистике, диссоциативная фуга встречается у 0,2% населения, то есть примерно у двух человек из 1 000. В современной психиатрии этим термином называют состояние, когда больной внезапно и целеустремленно уезжает или уходит куда-то, начисто забывая, кто он такой. В этом состоянии у человека, как правило, сохраняются базовые знания вроде географии и таблицы умножения, но он полностью забывает события из собственной жизни, свой адрес и даже имя. Поэтому близким бывает непросто найти пропавших пациентов с фугой. Нечто подобное, например, произошло с Агатой Кристи. В 1926 году, после смерти матери и измены мужа, Кристи ушла из дома. О ее местонахождении ничего не было известно 11 дней. Книги королевы детективов уже стали популярными, так что история вызвала большой ажиотаж. Английская полиция, ведущая поиски, вначале обнаружила брошенный автомобиль, а спустя пару дней — и саму Агату. Та ничего не помнила о произошедшем. Собрав свидетельства очевидцев, следователи узнали, что писательница зарегистрировалась в отеле под именем любовницы мужа, после чего все 11 дней читала книги, проходила оздоравливающие процедуры и играла на фортепиано. Позже британский психолог Эндрю Норман назвал этот случай типичным примером диссоциативной фуги. Некоторые люди в диссоциативной фуге не просто забывают старую жизнь, но и создают новую личность — с другим именем, биографией и даже с нетипичными для прежней личности способностями. Довольно часто «новые люди» находят себе работу в областях, никак не связанных с их прежней сферой деятельности. Диссоциативная фуга, как правило, вызвана травмирующим переживанием. Человек не может с ним справиться и пытается буквально убежать от неприятной ситуации и всего, что с ней связано. Обычно психиатрам удается расспросить переживших эпизод фуги уже постфактум, после возвращения к прежней реальности — ведь новая личность никогда не сможет осознать то, что она новая, пока не вспомнит старую. Переживающие это состояние люди часто способны внятно и с радостью рассказать любому желающему придуманную биографию, легко поддерживают светскую беседу и не имеют внешних признаков психических нарушений. Говорят, пациенты с фугой часто бывают куда общительнее во время приступа, чем в своей жизни до него. Впрочем, не все истории выглядят так литературно. Некоторые из беглецов просто теряют память, не замещая свою личность новой, или путанно рассказывают выдуманные биографии — так, что любой заметит нестыковки. Обычно фуга длится от пары часов до нескольких месяцев. В мае 1985 года юная и амбициозная американская журналистка Джоди Робертс ушла из дома и не вернулась. Ее родители вначале решили, что дочь уехала отдохнуть или ведет журналистское расследование. Но прошли месяцы, а девушка все не возвращалась. Полицейское расследование ничего не дало и Джоди объявили мертвой. Но спустя 12 лет ее вдруг обнаружили живущей в штате Аляска. Правда, это была уже не далеко не молодая журналистка: женщина представлялась Джейн Ди, успешно работала веб-дизайнером, жила с мужем и растила четверых детей. И хотя среди репортеров, освещавших эту историю, были и те, кто посчитал Джоди мошенницей, имитирующей амнезию, психиатры в один голос заявили, что у женщины была диссоциативная фуга. Эти состояние, как правило, вызваны травмирующим переживанием. Человек не может с ним справиться и пытается буквально убежать от неприятной ситуации и всего, что с ней связано. Именно поэтому случаи фуги учащаются в тех местах, где недавно произошел природный катаклизм или финансовый кризис. Считается, что некоторые подростки убегают из дома в состоянии диссоциативной фуги. Проходит это состояние так же внезапно, как и началось. Слово, собственное имя, знакомое место могут вернуть утраченные воспоминания. В этот момент люди нередко забывают все то, что пережили во время фуги. Помочь им вспомнить прожитые дни и месяцы может психотерапевт, владеющий гипнозом. К сожалению, психологическая помощь пациентам, пережившим расстройство, бывает нужна не только в этом. После продолжительной диссоциативной фуги люди фактически попадают в свое будущее, пропустив значительный кусок жизни близких. А смириться с произошедшими переменами иногда бывает нелегко. Как правило, диссоциативная фуга случается только раз в жизни. Впрочем, у людей с множественным расстройством личности она может и повторяться. У каждой из альтернативных личностей могут быть свои цели и интересы, и невозможно предсказать, куда они заведут «владельца тела» в будущем. |
|
|
Сообщение
#113
|
|
Из: Орёл Орловская область |
О пользе страшных снов Наверное, нет на Земле такого человека, которому никогда не снились кошмары по ночам. Каждый может похвастаться тем, что страшные сны мучили её или его не только в детстве, но и во взрослой жизни. Некоторые настолько потрясены этими снами, что, даже проснувшись, чувствуют себя усталыми из-за увиденного во сне. Как же появляются кошмары? Какую роль они играют в нашей жизни? Нужно ли с ними бороться? И почему кошмары во сне оказывают настоящий психотерапевтический эффект? В чем же могут быть причины появления страшных снов? Скажу сразу, что мы не будем толковать сны и как-то их интерпретировать. Все это не имеет никакого значения. Главная наша цель – это осознать, что сны, какими бы они страшными не были – это лишь продукт нашего мозга. Как, например, мысли, убеждения, воспоминания и т.п. Причины возникновения кошмаров, как вы понимаете, идет от нашего психологического и психофизиологического состояния. Например, если вы часто пребываете в стрессе, подавляете свои эмоции, страхи и другие переживания, то смело ждите появления кошмаров в своих снах. Они непременно станут вашими ночными спутниками. Этот факт общепризнан и давно исследован психологами. Еще одной причиной появления страшных снов может быть произошедшая когда-то в детстве, психотравма. Часто возникает настоящий кошмарный сериал тревожных и пугающих снов у тех, кто пережил насилие, аварию, боевые действия. Тут важно помнить, что наиболее болезненная ситуация может вытеснится в бессознательное и жить там долгие годы. Это своеобразная психологическая защита нашего организма. Поэтому во сне мы видим то, что «сидит» в бессознательном и как-то заявляет о своем присутствии. Что следует делать, если вас мучают кошмары? Ответ, который вы услышите, может вас удивить. На самом деле, ничего специально делать не нужно. Главное – это просто обратить внимание на свое внутреннее состояние в повседневной жизни. Если вы часто находитесь в стрессе, устаете, потребляете часто алкоголь, то кошмары будут вызваны дисбалансом биохимии головного мозга. Здесь важно просто осознать, что кошмары – это своего рода сигнал к тому, что вам следует отдохнуть и пересмотреть свое отношение к тем вещам, которые вызывают стресс. Помните, что страшные сны не могут причинить вам никакого вреда. Как раз наоборот, с их помощью ваше сознание освобождается (перерабатывает) от того, что когда-то вас тревожило или произошло с вами серьезное травматическое событие. Проще говоря, через сон эта боль выходит из вас и меньше беспокоит вас в состоянии бодрствования. Вы, как бы освобождаетесь от лишнего «мусора» через страшные сны. Но почему же тогда кошмары часто не проходят, а становятся все более изощреннее и страшнее? Это зависит, прежде всего, от вашего отношения к ним. Если вы пытаетесь бороться с ними и отождествляетесь с увиденным, то тем самым, вы сами не даете снам рассказать свою историю и держитесь за них. Поэтому, если вы просто позволите этим снам быть, то дождавшись конца истории, которую они вам рассказывают, вы заметите, что кошмары больше не проявляются в ваших снах. Здесь главное – это понимание, что сны – это лишь истории, которые всегда идут из прошлого с высокой долей фантазии. Пусть они будут. Не старайтесь от них избавиться. Не интерпретируйте их. Просто осознавайте, что сны, как и события в вашей жизни происходят даже не с вами. Они происходят для вас. Вы, как-будто бы смотрите фильм с вашим участием. И когда фильм заканчивается, кошмар просто исчезает. Отнеситесь с любовью к вашим снам. Принимайте их без сопротивления и тогда даже самый страшный сон станет для вас увлекательным приключением. |
|
|
Сообщение
#114
|
|
Из: Орёл Орловская область |
Не чувствуй это! Многие люди до сих пор считают возможным и уместным говорить другим, как этим другим следует себя чувствовать. Они говорят: “Не бойся! Всё будет хорошо”. Или: “Не парься об этом, оно пройдёт”. Или: “Радуйся! У тебя ещё вся жизнь впереди!” Сейчас я довольно болезненно реагирую на такие предложения или советы: злюсь по-страшному. А ведь в разговоре двух обычных людей, скажем, друзей, на обычные жизненные темы такого рода советы или предложения встречаются очень часто. Люди как будто говорят друг другу: “Не чувствуй того, что ты чувствуешь. То, что ты чувствуешь – неправильно. Надо чувствовать по-другому”. Чаще всего людьми в этот момент движут какие-то свои неприятные чувства, которые они не способны выразить иначе или которых они хотят избежать. Медицинско-психологический факт в том, что если ты отказываешься переживать одни чувства, то ты останавливаешь все. Да, мы имеем какую-то власть над своими переживаниями и какую-то возможность осознанного выбора. Но в целом, по моему мнению, эта сила ничтожна. Особенно, если человек переживает трудные времена. Попытки заставить себя радоваться (или горевать) похожи на попытки изменить температуру воды в реке с помощью электрического чайника, выливая кипяток туда литр за литром: и устанешь быстро, и толку никакого. Эта идея, что есть правильные, хорошие, годные чувства, и неправильные, нежелательные обычно остаётся невысказанной, и часто – неосознанной. Это опасная идея, и рано или поздно она бьёт по тем, кто в неё верит. Я так вижу. Вот то, что я впитал из своего психологического обучения и из собственной терапии: - Всякие чувства хороши и всякие чувства нужны. - Каждое чувство человека имеет свои причины. - У каждого человека есть право на любые чувства и вообще на любые переживания (мысли, образы, желания). Никто не может запретить мне или тебе чувствовать то, что я или ты чувствуем. Проживание чувств – это душевная работа. Особенно, если это неприятные чувства. Для того, чтобы эту работу было возможно совершить, нужны силы, нужна решимость – желание освободиться от накопленного груза. И безопасная обстановка. Сдерживание чувств, их останавливание или игнорирование – тоже работа, причём тяжёлая. Она тоже требует усилий. Вот когда эти усилия перестают оправдывать себя, когда груз этот становится слишком тяжёл, тогда люди ищут помощи и иногда находят её в психотерапии. И по моему опыту, проживание остановленных ранее чувств действительно освобождает душу и проясняет разум. И это куда действеннее советов типа “не парься” или заклинаний “не сдерживай себя”. Есть, однако, и “теневая” сторона моего участия в вопросе. Своим детям я до сих пор иногда говорю: “Успокойся!” Так что тема не закрыта... |
|
|
Сообщение
#115
|
|
Из: Орёл Орловская область |
Социальное программирование на примере трех экспериментов Эксперимент № 1: За столом сидит около десяти детей. Несколько детей имеют установку на то, что и как говорить. На столе стоят две пирамиды – одна белая, другая черная. Ведущая начинает спрашивать детей: – Машенька, какого цвета пирамидки? – Обе белые. – Коля, какого цвета пирамидки? – Обе белые. Так до тех пор, пока не подходит очередь «не подставного ребенка». После небольшого раздумывания он тоже говорит: «обе белые». Потом ведущая просит ребенка подвинуть к себе черную пирамидку. И ребенок пододвигает. И потом не может ответить на вопрос, почему он до этого сказал: «обе белые». Эксперимент № 2: В лифт заходит несколько человек, из которых один – подопытный, остальные – знают условия эксперимента. В один момент времени все мужчины снимают шляпы, подопытный после секундного замешательства тоже снимает. Затем участники эксперимента поворачиваются синхронно налево – испытуемый после паузы тоже. И так продолжается несколько раз. Эксперимент № 3: Клетка. В ней пять обезьян. К потолку подвязана связка бананов. Под ними лестница. Проголодавшись, одна из обезьян подошла к лестнице с явными намерениями достать банан. Как только она дотронулась до лестницы, вы открываете кран и со шланга поливаете ВСЕХ обезьян очень холодной водой. Проходит немного времени, и другая обезьяна пытается полакомиться бананом. Те же действия с вашей стороны. Отключите воду. Третья обезьяна, одурев от голода, пытается достать банан, но остальные хватают ее, не желая холодного душа. А теперь уберите одну обезьяну из клетки и замените ее новой обезьяной. Она сразу же, заметив бананы, пытается их достать. К своему ужасу, она увидела злые морды остальных обезьян, атакующих ее. После третьей попытки она поняла, что достать банан ей не удастся. Теперь уберите из клетки еще одну из первоначальных пяти обезьян и запустите туда новенькую. Как только она попыталась достать банан, все обезьяны дружно атаковали ее, причем и та, которую заменили первой (да еще с энтузиазмом). И так, постепенно заменяя всех обезьян, вы придете к ситуации, когда в клетке окажутся пять обезьян, которых водой вообще не поливали, но которые не позволят никому достать банан. Почему? Потому, что здесь так заведено. Общество умеет транслировать написанные кем-то и когда-то социальные законы, зачастую просто не понимая их смысла. Слабые духом, а их значительно больше девяносто пяти процентов населения, просто принимают правила игры – даже не понимая, зачем и для чего они это делают. Здесь так заведено, и точка. Так правильно. Делай, что говорят взрослые. |
|
|
Сообщение
#116
|
|
Из: Орёл Орловская область |
"Я - первоклассник" или коротко о кризисе 7-ми лет Взросление ребенка - процесс длительный и при этом неравномерный. Стабильные периоды сменяются периодами так называемых кризисов, когда прежние способы восприятия и взаимодействия с окружающим миром "устаревают" и им на смену приходят новые, провоцируя существенные изменения в личности ребенка. Происходит это, потому что в процессе взросления меняется социальная ситуация развития ребенка, появляются новые возможности, развиваются новые умения и, таким образом, взросление (или развитие психики) становится неизбежным - не продолжать же, в самом деле, ползать, когда уже умеешь ходить… Критические периоды по своим внешним проявлениям и значению для психического развития в целом существенно отличаются от стабильных возрастов. Кризисы занимают относительно короткое время (например, несколько месяцев), но за это время происходят фундаментальные изменения в психике ребенка. Развитие в такие периоды носит стремительный, "революционный" характер, меняя ребенка полностью в короткий срок. Естественно, состояние самого ребенка в эти периоды весьма нестабильно. Попробуйте себе вообразить что ваш доселе используемый способ существования себя изжил, и нужно: делать то, чего вы не делали до этого, сталкиваться с тем, о чем и представить себе не могли раньше… Более того - как раньше попросту больше нельзя! Вы же "уже взрослый"!.. Не удивительно, что о детях, находящихся в ситуации кризиса, многие родители говорят: "он сам не свой", "на него что-то нашло", "раньше мы с таким не сталкивались", "он стал очень капризным"… Уважаемые родители, мы спешим вас успокоить - все хорошо! То, что это происходит с вашим ребенком, говорит о том, что он движется вперед или, другими словами, взрослеет! Безусловно, ребенок развивается и в стабильные периоды, но тогда взросление происходит медленно и очень плавно, в то время как в период кризиса ребенок как бы перешагивает на новый уровень, меняется полностью. Психологи выделяют кризис 3-х лет, кризис 7-ми лет и кризис подросткового возраста как самые сложные. Из-за существенных изменений, происходящих во внутренней и внешней жизни ребенка в эти периоды, они наиболее трудоемки для самого ребенка, а потому, наиболее ярко протекают и для его окружающих. В этой статье мы остановимся на кризисе 7-ми лет и попробуем разобраться, что именно происходит с ребенком в этот период. Кризис 7-ми лет связан, в первую очередь, с важнейшим событием в жизни ребенка - его вступлением в новую социальную ситуацию, название которой школа. Ребенок впервые в жизни получает значимый социальный статус "ученик" - статус, который будет определять его положение обществе на протяжении долгих десяти лет. Он впервые оказывается в ситуации, когда самостоятельно выстраиваются отношения с учителями и одноклассниками, когда надо самостоятельно выполнять домашние задания, заслуживая какие-то отметки, когда самые близкие люди то и дело повторяют ему "ты уже взрослый"… Все это, безусловно, влияет на происходящие значимые изменения в личности ребенка. В первую очередь речь идет об утрате детской непосредственности (между переживанием ребенка и непосредственным поступком вклинивается "интеллектуальный момент"), из-за чего в поведении появляется что-то нарочитое, нелепое, искусственное… Ребенок будто строит из себя шута, и это - его первый, еще не совсем умелый, способ соответствовать доселе далекому и чужому миру взрослых, в который сегодня он стал вхож. Ребенок начинает различать мир собственных внутренних переживаний и отличать его от мира внешнего, начинает понимать, что значит "я радуюсь", "я огорчен", "я сердит", "я добрый", "я злой"… Возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Точно также, как в 3 года ребенок начинает осознавать, что помимо него самого существует окружающий мир, от него отличный, семилетка открывает факт своих переживаний. Переживания приобретают смысл и возникает аффективное обобщение, логика чувств. Результатом всего этого является первая борьба мотивов, когда ребенок становится способным осуществить свой первый по-настоящему самостоятельный выбор, пусть даже относительно того, какую одну конфету из двух взять! Но самое главное - у ребенка меняется отношение к среде, а значит, и сама среда. В связи с этим, меняется ход детского развития и наступает его новая эпоха! Все вышесказанное является кратким и немного идеализированным описанием того, что происходит в жизни ребенка в период кризиса 7-ми лет. Идеализированным потому, что ребенок на своем пути встречается с большим количеством трудностей, которые у него есть возможность и не преодолеть… Напомним, что в период кризиса поведение ребенка существенно меняется. Ребенок теряет интерес к любимым игрушкам и занятиям, нарушает сложившиеся формы отношений с окружающими, отказывается выполнять нормы и правила поведения, усвоенные им ранее… Ребенок становится "трудновоспитуемым", провоцируя соответствующую ответную реакцию окружающих его взрослых. Проявляются такие симптомы как негативизм (нежелание что-то сделать только потому, что это предложил взрослый), упрямство (ребенок настаивает на чем-либо просто потому, что он это потребовал), своеволие (желание все делать самому). Все эти поведенческие проявления имеют под собой одну и ту же основу - потребность ребенка в социальном признании, его стремление к самостоятельности. Помогают им и такие поведенческие реакции как протесты (ссоры с родителями по любому поводу) и обесценивание (ребенок грубит, рвет книжки, ломает игрушки). Безусловно, кризисы могут протекать и относительно спокойно, однако, даже из самого послушного ребенка в этот период может вылезти настоящий дьяволенок - вот так неумело и порой жестоко борющийся за свое место под солнцем: социальное признание и самостоятельность. Кроме того, на место ранее значимых взрослых - родителей, приходят новые значимые лица - учителя и одноклассники. Таким образом, для ребенка в этот период уже не так важно быть хорошим для мамы, появляются новые приоритеты… Чем же может помочь родитель своему ребенку в этот не простой для него жизненный период? В первую очередь, мы хотим подчеркнуть тот факт, что ребенку в этот момент, несмотря на все его социально-неодобряемые действия, нужно именно помогать! Почему же? Да потому что все вышеперечисленные симптомы - лишь неумелый, еще совсем неловкий способ ребенка справиться с обрушившимися на него новыми задачами возраста! Если бы ребенок мог справить с ними иначе - он бы обязательно справился! Но он пока что не умеет действовать как-то иначе! В такой период очень важно не воевать с ребенком, и не наказывать его за "симптомы кризиса". Постарайтесь понять причину его непослушания и помочь ему справиться с теми сложностями, которые не дают ему покоя! Для ребенка в этот период очень важны поддержка, понимание, опора. Отмечайте его успехи, поощряйте самостоятельность, научите его с умом относиться к неудачам… К сожалению, современная система школьного образования построена по принципу упора на интеллектуальное развитие, и вопросами эмоционального развития родителям приходится заниматься самостоятельно. Таким образом, и сам ребенок и родители, сталкивающиеся с непростой ситуацией его взросления, зачастую остаются один на один со своими проблемами. Именно поэтому, на базе многих психологических центров действуют различные тренинговые программы, преследующие основной целью как раз помощь ребенку во вступлении в школьную жизнь. Благодаря таким программам, дети значительно проще справляются с кризисом 7-ми лет, а их родители получают знания о том, как они могут действительно помочь своему ребенку, избавиться от негативных симптомов данного возраста, да и попросту отличить простое непослушание от особенностей кризиса. Такие программы пользуются огромной популярностью как среди взрослых, так и среди детей не только благодаря собственным продуктивности и интересности, но и благодаря тому, что все очевиднее становится факт: эмоциональное развитие ребенка никак не может быть менее значимым чем интеллектуальное развитие! И многие родители это, к счастью, чувствуют и понимают!.. Психология личного пространства Личное пространство - зона вокруг человека, в пределах которой он чувствует себя комфортно, уютно и свободно. Во многих книгах по социальной психологии можно прочитать о территориальном ограничении зон человека, которых он придерживается в тех или иных ситуациях. Так, например, вы впускаете в свою интимную зону (до 50 сантиметров от вашего тела) тех людей, которых любите, доверяете и желаете сексуально. Родителей вы подпускаете к себе не ближе, чем на 50 сантиметров, но и не дальше, чем на 1,5 метра. А вот со знакомыми и незнакомыми людьми вы обычно общаетесь, находясь на расстоянии не ближе, чем 1,5 метра. Таким образом, у человека есть несколько зон, каждая из которых характеризирует то или иное отношение к людям, с которыми он на данный момент находится рядом. Но существует еще другое понятие личного пространства, которое также необходимо человеку по жизни. У животных это называется "метить территорию", у человека это проявляется в словах "мое", а в материальном мире в виде "моего стола", "моей ложки", "моего места для одежды" и т.п. Человек как бы "метит" территорию, где он будет полноправным хозяином. Зачем? Потому что каждому индивиду хочется полноправно распоряжаться хоть каким-то кусочком территории, на которой он будет делать все, что захочет, и впускать всех, кого пожелает. Психология пространства человека говорит о том, что чем больше у человека имеется своей личной территории, тем свободней и уверенней он себя чувствует. Так, например, вам комфортнее ехать в маршрутке, где пассажиры только сидят, нежели в той, которая забита, а пассажиры чуть ли не выпадают из открывающейся двери. То же самое проявляется и в личной жизни. Супруги меньше конфликтуют и чувствуют себя гармонично, если в ночное время они спят на своей стороне кровати, на отдельных кроватях или под отдельным одеялом. Как бы это грустно не звучало, но это действительно так. Причина в том, что у каждого человека есть биополе, которое не может иметь свое пространство, если на его место претендует чужое биополе. А во сне человек вообще не контролирует свою энергетику, которая не имеет возможности течь свободно, если рядом ее "зажимает" другая энергетика со своей информацией. Так же действует и принцип "личного уголка" каждого члена семьи в доме. Если у детей, жены и мужа есть свое отдельное место, куда никто другой не вторгается без разрешения и не наводит свои порядки, тогда все они чувствуют свою силу, уверенность и ответственность за личное пространство. Аналогичным образом действует и отдельный стол на рабочем месте. Если каждый сотрудник имеет во владении свой персональный стол, на котором он может распоряжаться по своему усмотрению, то и работает он эффективнее своих коллег, которые не имеют своего "уголка" для самовыражения. Персональное пространство необходимо везде, где пребывает человек. Оно позволяет ему набраться сил, обрести гармонию, избавиться от агрессии, почувствовать все свои эмоции, подумать о жизни, побыть наедине с собой и просто захотеть к чему-то стремиться. Лишь на личной территории человек способен обрести себя, понять свои поступки и принять правильные решения. |
|
|
Сообщение
#117
|
|
Камчатский край |
Личное пространство - зона вокруг человека... Интересно...интересна наука психология. Вроде бы все может объяснить))) Из личного опыта. Вот так бывает, что видя человека в первый раз в жизни, доверяешь на 100%. Глупо, да. Но, редко когда обманывает интуиция. Даже очень близким людям, редко позволяю нарушать суверенитет, т.е. заходить на мою территорию))) Но, бывает так, что сам готов человека обнять, принять, разрешить ему пользоваться своей землей, водой, едой, кровом, и, как правило, люди не подводят. Вот что это? Видимо здравый смысл и жизненная опытность. Ни один из людей, которых я подпустила близко и разрешила пользоваться "благами" на моей территории меня не подвели, а вот родне...как всю жизнь должна))) Хотя своих сродников люблю гораздо сильнее, стараюсь для них, а они для меня...тоже стараются))) поменьше проблем создавать)))) Интересная наука - психология)))) |
|
|
Сообщение
#118
|
|
Из: Орёл Орловская область |
Психологические игры 1. Оживи сфинкса Количество игроков: любое Дополнительно: спички Участники становятся (или садятся) лицом друг к другу. Задача первого — как можно дольше продержать на реснице спичку. Задача второго — держа руки на коленях (не делая резких движений и не крича), своими речами смутить "сфинкса", чтобы он быстрее уронил спичку. Потом участники меняются местами. От частого проведения конкурс становится только интереснее. Пока "опытный сфинкс" держит спичку, "опытный смутитель" наговорит такого!!! 2. Убийца Количество игроков: любое Дополнительно: монеты Игра предназначена для небольших компаний. Все садятся по кругу. Начинается игра с назначения ролей (жребием). Для жребия можно использовать монеты СССР достоинством в 2 и 10 копеек (они одинаковые по размерам и разные по цвету). Монеты берутся по количеству играющих. Среди монет одна должна быть другого цвета. Кому попалась такая монетка, тот убийца. Сидящие по кругу обводят друг друга взглядом. При этом обязательно взглянуть в глаза каждому. Убийца в порядке, в каком считает нужным (выбирает стратегию), начинает "убивать" (встретившись с "жертвой" взглядом, моргает ей). "Убитый" громко объявляет: - Убит! Тот из играющих, кто заподозрил личность "убийцы", говорит: - Подозреваю. Но указать “убийцу” могут только двое подозревающих одновременно. "Убийца" считается раскрытым, если сразу двое подозревающих укажут на него. При этом, пока найдется второй подозревающий, первый может быть "убит". 3. Мафия Количество игроков: любое Дополнительно: нет Все рассаживаются кружком, но не вплотную друг к другу. Выбирается один ведущий. Далее игроки тянут жребий, организованный ведущим. По результатам определяется один (1) комиссар Каттани, несколько мафиози (их ненамного меньше половины играющих) и добропорядочные граждане, коих большинство. Результаты жребия, т.е. кто кем оказался, необходимо сохранять в тайне. Далее начинаются будни. Сначала день. Все сидят с открытыми глазами, пытаются угадать, кто же из них мафиози. Если кто-то признан таковым единогласным решением, то тут же приводится в исполнение наказание — человек выбывает из игры. Если консенсуса нет, то просто наступает ночь. Ночь. Все закрывают глаза. Затем ведущий объявляет о выходе мафии. Оставшиеся в живых мафиози открывают глаза и знаками (не голосом!) решают, кого они "убъют" сегодня. Закрывают глаза. Далее выход комиссара Каттани. Он прикидывает, кто же может быть мафией. Если угадал, то одним мафиози становится меньше, если нет, то выходит осечка. Далее снова начинается день. Игра ведется до полной победы честных граждан или мафии. Замечания: комиссар Каттани — вполне добропорядочный гражданин, т.е. может быть казнен общим собранием или убит мафией. По ходу игры ведущий комментирует происходящее, сохраняя анонимность действующих лиц. 4. X-FILES Количество игроков: любое Дополнительно: нет Эта игра очень интересна и, к тому же, поможет игрокам лучше узнать друг друга. Она очень похожа на игру "Города", в которой игроки поочередно называют города, название которых начинается на последнюю букву предыдущих наименований. Игра заключается в том, что все удобно рассаживаются, и им предлагается любое слово. Затем один из игроков говорит слово, первым пришедшее ему в голову после того, как он услышал предложенное. Следующий участник называет слово, которое у него ассоциируется с предыдущим. Ассоциации довольно забавны и нередко вызывают вопрос: "Почему?", на что участник может либо объяснить ход своих мыслей, либо отказаться это делать. Эта игра выявляет неизвестные ранее черты характера человека. |
|
|
Сообщение
#119
|
|
Из: Орёл Орловская область |
Тактильная депривация или о пользе обнимашек Простыми словами «Тактильная депривация» — это дефицит тактильных ощущений. Тактильный [латин. tactilis] — осязательный. Депривация [от лат. deprivatio — потеря, лишение] - недостаточность. Вы испытываете острую необходимость, чтобы Вас коснулись, чтобы к телу притронулись, погладили, помассировали. Вам жизненно необходимо, чтобы кто-то прижимал и тискал в объятиях, или хотя просто пожал руку при встрече. Человек — социальное существо, стадное животное. Генетически в нем заложено быть с кем-то. Чтобы кто-то рядом проявлял заботу не только душевную, духовную, моральную… Но и физическую. Когда Древний человек был один на один с дикой природой ему жизненно важно было чувстовать плечо другого человека. Например, на охоте. Холод переносить вместе тоже легче и теплее. Люди с одной стороны стремились быть ближе друг к другу. С другой стороны, сама Природа соединяла, сближала, ограничивала дикостью, холодом пространство людей. Человеку жизненно важно, жизненно необходимо быть погруженным в тактильные ощущения!! Нехватка их может привести к серьезным психическим последствиям, а затем и к физиологическим и биологическим. Телесный контакт очень важен. Считается, что ребенка нужно обнимать не менее 30 раз в день. Если этого не делать, велика вероятность, что он вырастет эмоционально зажатым и не будет обнимать других людей. Взрослого человека нужно обнимать не реже: согреть то, что заморожено. Приведу еще несколько фактов об объятиях: 1. По мнению ученых, объятия являются эликсиром жизни: они снимают боли, повышают иммунитет и обеспечивают долголетие. Двадцати секунд пообниматься с любимым человеком достаточно, чтобы понизить кровяное давление и снять стресс. 2. Человеку нужно не менее 7 минут объятий в день, чтобы чувствовать себя счастливым. 3. Исследование, проведенное нейропсихологом Джеймсом Вильямом Прискотом, доказывает, что дети, которых не держали на руках, имеют очень большой шанс вырасти убийцами и преступниками. 4. Как написал Эшли Монтегью в книге «Прикосновения», именно объятия воспитывают в ребенке способность любить. Если до 7 лет его не обнимать, чадо уже никогда не будет способно на глубокие чувства. 5. Согласно легенде, Национальный день объятий придумал студент в 1986 году в США. Ему нужен был повод, чтобы обнять любимую девушку. 6. Как установил психолог Сидни Джарард, европейцы чаще прикасаются друг к другу, чем американцы. Европейцы касаются друг друга 10 раз в час, а американцы — 2-3 раза. 7. Почти во всех городах мира время от времени проходят веселые флешмобы-обнимашки «Free Hugs» (свободные объятия). Как-то на Арбате видела такую акцию: очень забавно! А придумал фишку Хуан Манн. Он вышел на улицу с предложением обняться и долго ждал того, кто наконец согласится, пока к нему не подошла пожилая американка. Она рассказала, что недавно у нее умерла дочь, а сегодня утром собака, она осталась совсем одна. Хуан обнял ее — и женщина смогла улыбнуться. |
|
|
Сообщение
#120
|
|
Камчатский край |
Милый, Дмитрий))) Спасибо за практические знания, вместе с тем, хотелось бы Вам, задать один вопрос:
Как можно не обижая кинестета объяснить рамки дозволенного, т.е. ограничить свою территорию? |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 30 Октября 2024 - 9:14 |