Если кто-то скажет, что понял этот фильм, я очень удивлюсь. Если кто-то скажет, что ему понравился этот фильм, я удивлюсь, но чуть меньше.
Фильм странный, и даже очень. НО, это один из немногих фильмов, которые оставили после просмотра ощущение доброты и света. Можно сказать, что фильм очень связан с религией, но с какой именно конфессией? Вот тут уже затруднения. Тут реализован скорее, комплекс морали не какой-то определенной конфессии, а некоего пантеизма, всебожия. И это, лично у меня не вызвало никакого отторжения, даже при всем моем сложном отношении к религиозно-обрядовой стороне жизни.
Вообще было забавно, когда начался просмотр и закадровый голос вещал нам о пути благодати и пути страстей, мне казалось, что толковать символическую картину фильма будет также просто, как и в Антихристе. Ан нет. Когда нас плавно подвели к символически-эстетическому эпизоду фильма, все оказалось не так уж и просто.
30 минут картин звездного неба, бушующей воды, трав, медуз и прочая, прочая, тем более на большом экране, конечно, впечатляют. И все понятно, но что конкретно? (с) Мне подумалось, что этот фрагмент должен нам сказать о том, что как бы мы ни старались обособиться, мы являемся неотъемлемой частью этого большого мира. А Марк увидел в нем отражение человеческих страстей.
Вообще, история этой семьи и взросление мальчишек кажется такой близкой и настоящей. При этом с полным отсутствием какой бы то ни было грязи, гадостей и "ужасов войны", что очень редко для современного кинематографа.
Немаловажную роль в фильме, играет время. Оно там проявляется в разных планах. С одной стороны, это время вселенной, медленное, тягучее и неотвратимое. С другой - время детства ГГ, оно тоже медленное, но в то же время стремительное.
Финал фильма тоже оставляет нераскрытыми многие вопросы. Вполне возможно, что создатели и ставили такую задачу, поставить перед зрителем вопросы... Но как бы то ни было, о просмотре мы не пожалели ни на секунду