СССР, а также старейшим действующим актёром планеты. Он был первым в мире профессиональным театральным актёром, перешагнувшим 100-летний юбилей, оставаясь в профессии.
СемьяРодился 28 января (10) февраля 1915 в Козлове (ныне — Мичуринск, Тамбовская область), в семье музыканта Михаила Евгеньевича и учительницы Анны Николаевны Зельдиных.
Михаил Евгеньевич Зельдин (1876—1928) был выпускником Московской консерватории, тромбонистом и дирижёром, капельмейстером духового оркестра расквартированного в Козлове 39-го Томского пехотного полка, с 1918 года — директором музыкальной школы (народной консерватории) в Козлове. Будучи выходцем из еврейской семьи, для того, чтобы получить музыкальное образование, он принял православие. В качестве дирижёра симфонического духового оркестра Языковской суконной фабрики М. Ф. Степанова М. Е. Зельдин участвовал в грамзаписи сюиты «Пер Гюнт» Эдварда Грига для фирмы «Артистотипия» в Киеве. Мать, Анна Николаевна Зельдина (в девичестве Попова, 1884—1931), была домохозяйкой. Помимо самого младшего Владимира, в семье было ещё четверо детей — брат Юрий (Георгий, 1908—1935) и сёстры Елена (от первого брака отца), Нина, Ирина.
В Козлове семья жила в доме С. И. Попова на пересечении Лебедянской и Вознесенской улиц. Во время Гражданской войны в 1920 году Зельдины переехали в Тверь, где жила сестра отца, и где Владимир пошёл в школу. Здесь же в 1922 году его отец организовал и возглавил первый в Твери профессиональный симфонический оркестр. А с 1924 года семья стала жить в Москве. Владимир продолжил учёбу в военизированной школе на Таганке. Все дети, как и отец, были музыкально одарёнными и играли на разных инструментах. Владимир освоил трубу, рояль и скрипку, что очень пригодилось ему в жизни.
Творческий путь Долгое время Зельдин мечтал о балете, в 12 лет пытался поступить в Хореографическое училище Большого театра на отделение характерных танцев, но отец помешал осуществлению этой мечты, так как видел в сыне музыканта.
После смерти отца его друг, дирижёр оркестра Высшей пограничной школы Ф. О. Николаевский, принял Зельдина в оркестр трубачом.
Через четыре года Володю посетила новая мечта — профессия военного моряка, привлекшая своей романтикой, но в военное училище его не взяли из-за плохого зрения.
После окончания школы работал учеником слесаря на заводе.
В начале 1930-х годов производственно-театральные мастерские при Театре МГСПС (который в 1938 году стал основой Театра имени Моссовета) набирали актёрский курс. Не особо веря, туда пошёл сдавать экзамены и Владимир Зельдин. Приёмную комиссию возглавляли Василий Ванин и Евсей Любимов-Ланской. На экзаменах Володя читал стихи Безыменского и рассказы Натальи Кончаловской, и неожиданно для себя был принят. Руководителем курса стал Евгений Лепковский, танец преподавали бывшая балерина Большого театра Вера Мосолова и будущий главный балетмейстер Московского театра оперетты Галина Шаховская.
Вместе с Шаховской Зельдин давал уроки в танцевальных студиях.
Из 25 человек курса только двое стали известными актёрами: Владимир Зельдин и Николай Парфёнов. Мастерские Владимир Михайлович окончил в 1935 году и стал актёром в этом же театре.
В 1938 году Зельдин перешёл в Театр транспорта (ныне Театр имени Н. В. Гоголя). Здесь актёр сыграл в спектаклях, поставленных по классикам мировой литературы: «Без вины виноватые» А. Н. Островского (массовка), «Комедия ошибок» Уильяма Шекспира (Антифон Сиракузский), «Коварство и любовь» Шиллера (Фердинанд).
В 1940 году ассистентка режиссёра Ивана Пырьева попала на спектакль Театра транспорта «Генеральный консул», где приметила молодого Владимира Зельдина в роли рядового Гоглидзе, позже порекомендовав его Пырьеву. В фильме Пырьева «Свинарка и пастух» он получил широкую известность после первой же большой роли в кино (Мусаиб).
Снимался также в фильмах «Карнавальная ночь», «Дядя Ваня», «Женщина в белом», «Десять негритят» и многих других.
В 1942—1943 годах служил в Алма-Атинском русском драматическом театре
С 1945 года в труппе Центрального театра Советской Армии. Великолепная сценическая пластика и вокальное мастерство проявились в роли Альдемаро («Учитель танцев» Лопе де Вега).
В Театре Российской Армии (ЦАТРА) играет главную роль в мюзикле «Человек из Ламанчи» (постановка Ю. Гусмана), поражая зрителей блестящей физической, актёрской и вокальной формой (спектакль был поставлен к 90-летию В. М. Зельдина в 2005 году), а также главную роль в спектакле «Танцы с учителем». Кроме того, занят в спектакле «Приглашение в замок» Ж. Ануя (постановка А. В. Бурдонского) в роли Мессершмана и в музыкальном спектакле «Давным-давно» (постановка Б. Морозова) в роли Кутузова. В Театре «Модерн» играет Князя К. в спектакле «Дядюшкин сон» Ф. М. Достоевского (постановка Б. Е. Щедрина), где его партнёршей выступает Н. М. Тенякова.
28 июня 2005 года подпись Зельдина появилась под «письмом в поддержку приговора бывшим руководителям „ЮКОСа“». Тем не менее, в интервью «Новой газете» от 30 июня 2005 года заявил: «никакого письма я подписывать не мог».
Зельдин до своей кончины являлся старейшим из живущих на тот момент народных артистов СССР и старейшим «действующим» актёром.
Являлся поклонником футбольного клуба ЦСКА.
7 октября 2013 года принял участие в эстафете Олимпийского огня, проходящей в Москве, став самым возрастным факелоносцем за всю историю Олимпиад. Рекорд был побит 7 декабря этого же года в Новосибирске, когда факел пронёс 101-летний житель Александр Каптаренко.
Свой 100-летний юбилей встретил на сцене, в театре Российской армии.
Свой 101-й день рождения актёр встретил на сцене родного театра, где сыграл главную роль в посвященном ему спектакле «Танцы с учителем».
В сентябре 2016 года, Владимир Зельдин принимал участие в концертной программе на Красной площади, на праздновании 869-летия столицы.
26 октября 2016 года был госпитализирован в госпиталь Минобороны России из-за отказа почек, откуда был переведён в НИИ скорой помощи имени Склифосовского. Скончался в 9 часов утра 31 октября 2016 года.
Личная жизньПервая жена — Людмила Мартынова, прожили с 1939 по 1940 годы. В 1940 году она уехала в Ялту. Их общий сын умер в 1941 году.
Вторая жена — актриса Генриетта (Гитя) Островская (1921—1971), заслуженная артистка РСФСР (1968), снималась с мужем в фильме «Учитель танцев». Брак с первыми двумя жёнами Зельдин не регистрировал.
Третья жена (с 1964 года) — Иветта Евгеньевна Капралова (род. 1935).